Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

Организация проектно-исследовательской  работы в начальной школе

как одно из условий реализации требований ФГОС НОО

 

 

 

 

 

                                                                          Аникина Зинаида Николаевна

                                                                     учитель начальных классов

                                                                        высшей категории

                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Уваровщина, 2017 г.

 

Оглавление

I.Введение.

Актуальность педагогического опыта…………………………………………………………3

II. Основная часть. Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО………………………...4-15

1. Теоретический аспект

 2. Содержательная форма педагогического опыта

3.Инновационная направленность педагогического опыта

4.Методологическая база и педагогическая целесообразность опыта

Классификация проектов

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Технологическая карта деятельности ученика и учителя в соответствии с ФГОС

Использование ИКТ в научно-исследовательской деятельности

Работа с источниками информации (научно-популярной литературой)

Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности

Отбор школьников для исследовательской работы

Направления деятельности

5.Методика выполнения работ

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся

6.Социальная направленность опыта

7.Воспроизводимость педагогического опыта

8.Ресурсное обеспечение

III. Заключение…………………………………………………………………………….15-19

1.Эффективность  проектно-исследовательской деятельности уч-ся

2.Результативность  проектно- исследовательской деятельности уч-ся

3. Стабильность педагогического эффективности опыта

IV. Библиографический список…………………………………………………………….20

V. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического инновационного опыта

«Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе

как одно из условий реализации требований ФГОС НОО»

 

I. Актуальность педагогического опыта.

            Сегодня, когда  ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников.   Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей образования, нового содержания обучения и воспитания, оптимальных педагогических технологий. Перед школой ставится задача: воспитать младшего школьника, как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности.                         

«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», -  записано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Из различных источников информации я узнала, что педагоги и психологи подчёркивают, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

            Идея создания в познавательной деятельности и нахождения более эффективных способов решения их, активное вовлечение детей в процесс поисковой деятельности и заинтересованность в результатах, подсказала тему самообразования: «Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО».

            Считаю, что там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Так, как в настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая  предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и  применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, умение планировать свои действия, взвешивание принимаемых решений, сотрудничество со сверстниками и старшими, инициативность и ответственность-это одни из требований ФГОС.

 

II. Основная часть. Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО.

1.Теоретический аспект.

Представляя тему «Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО», хочу обратиться к теоретическому аспекту данного вопроса.

Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.

Предпосылкой формирования исследовательской деятельности является способность мышления давать ответы, далеко отклоняющиеся по степени оригинальности, нестандартности, неожиданности от других (стандартных) решений. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина, подвижность. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.

            Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик взаимодействовал с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:

 1) познание объектов окружающего мира;

 2) создание учеником личностного продукта образования;

 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

 1) когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;

(Формы организации занятия когнитивного типа: наблюдение, эксперимент, исследование объекта, конструирование понятий, правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира)

 2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

(Формы организации занятия креативного типа: диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа; занятие-противоречие, парадокс, фантазия; поисковое занятие, постановка проблем и их решение; изобретательство, моделирование, эвристическая ситуация, сочинение, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя), защита творческих работ).

 3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика.

(Формы организации занятия оргдеятельностного типа: целеполагание, нормотворчество, разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия; конференция, творческий отчет; рефлексия)

2.Содержательная форма  педагогического опыта.

Содержательной формой опыта являются две составляющие. Это накопленный годами опыт проектно-исследовательской деятельности и высокая познавательная активность учащихся.

Проектной и исследовательской деятельностью я с детьми занимаюсь более 6 лет.  Второй год я веду занятия по внеурочной деятельности. Это курс «Я - исследователь», основанный на методике и программе исследовательского обучения А.И. Савенкова и  идеи образовательной системы УМК «Планета знаний». Каждый год дети защищают свои научно-исследовательские работы на конференциях различного уровня – от школьного до федерального. Исследовательская деятельность ярко проявляется при участии детей в сетевых проектах и веб-квестах.

В МБОУ «Уваровщинской сош» с 2011 года функционирует научное общество учащихся «Эврика». Еще учась в начальной школе, учащиеся могут стать его членами, если они интересуются и активно занимаются исследовательской деятельностью. На данный момент трое ребят класса являются таковыми членами. Следует отметить, что на слете научных обществ НОУ «Эврика» в 2014-2015  и 2016-2017 годах было признано лучшим научным обществом Тамбовской области.

Таким образом, за эти годы я накопила богатый опыт  проектной и научно-исследовательской работы, которым хочется поделиться с коллегами.

3.Инновационная направленность педагогического опыта

Инновационная направленность опыта заключается в формировании у школьников  ключевых и предметных компетенций, характеризующихся готовностью учащихся начальной школы к дальнейшей деятельности, в развитии и совершенствовании исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

4.Методологическая база и педагогическая целесообразность опыта.

С самого начала работы над данной темой для себя я отметила общие и отличительные признаки  проектного и исследовательского метода обучения.

«Проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» - часто эти термины соотносятся как слова-синонимы. А.И.Савенков писал:  «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках».

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но, вместе с тем, исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:

-стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

-непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;

-всегда определять место изучаемого в системе известного.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, в связи с этим она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.

При исследованиях  мы обязательно следуем основным этапам:

- постановка проблемы;

-изучение теории, посвящённой данной проблематике;

-подбор методик исследования;

-сбор материала, его анализ и обобщение;

-научный комментарий;

-собственные выводы.

А при работе с проектами  следуем следующим этапам:

- Введение. Чётко формулируем цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указываем проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав группы.

- Отчет о проведенных исследованиях. Описываем объект исследования, методику работы, полученные результаты. Результаты должны быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

- Выводы и прогноз. Оцениваем состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем - Программа действий. Описываем мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.

- Список использованной литературы. Указываем источники информации.

В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. 

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

            Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

Оба метода (исследовательский и проектный) близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность, так как в основе методов проектов и исследований лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление.  Они ориентированы на самостоятельную деятельность  учащихся,  индивидуальную,  парную или групповую,  которую учащиеся выполняют  в течение определенного отрезка времени. 

Классификация проектов

В источниках информации нашла интересную классификацию проектов, на которые опираюсь сама и советую своим коллегам.

Исследовательские проекты (а это именно то, что коллеги со своими учащимися в большем случае представляют для муниципальной научно-практической конференции) имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  
         Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

        Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации (наиболее на мой взгляд редко встречающийся тип проекта).

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
            Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
        Практико-ориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот результат  обязательно должен  быть ориентирован на социальные интересы  самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно  проводить поэтапные  обсуждения, позволяющие  координировать  совместную деятельность участников. Так, например, проект «Улицы нашего города» разрабатывался изначально в рамках школьной научно-практической конференции «Начало», где занял 2 место. Позже данный проект занял 3 место во Всероссийском конкурсе проектов, проводимых Академий труда и социальных отношений совместно с Союзом журналистов Подмосковья. В ходе работы над одним из этапов проекта ученики 3 «А» класса собирали подписи с жителей близлежащих улиц, были на приеме у первого зам. Главы администрации г. Кирсанова В.Н.Струсовой. В письменном обращении была указана необходимость установки знака ограничения скорости и нанесения разметки пешеходного перехода вблизи остановки «ул. Гагарина», находящейся в непосредственной близости  от нашей школы. Быстро решить этот вопрос не получилось, т.к. трасса, проходящая мимо школы, имеет федеральное значение, поэтому установкой знаков и нанесением разметки занимаются областные ведомства. Тем не менее, в результате переписки с Управлением автомобильных дорог Тамбовской области в лице Эдель И.О., Управлением ГИБДД Тамбовской области в лице Шубина Ю.М., работы по установлению соответствующего знака и нанесению разметки были выполнены. Кроме того, был установлен «лежачий полицейский» на переходе около школы, а освещение данного участка дороги  приведено в надлежащее состояние.                                      Учащиеся наглядно увидели результат своей работы и поняли, что даже маленький гражданин своего государства может сделать что-то нужное и полезное для своей улицы, города,страны.                                                                                                                                              Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная  игра, в которой главным условием  является необходимость  перевоплощения  во  взрослого  человека  для  реализации  детских задумок. В данном проекте я, педагог, выступаю  в  роли  скрытого координатора  деятельности ребенка.

      Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.      Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Сетевой или коммуникационный проект - организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Выполнение заданий в таких проектах способствует формированию у  учащихся следующих качеств, необходимых человеку ХХΙ века: коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиаресурсами, межличностное взаимодействие, сотрудничество и другие. Успех деятельности лежит в:

-  положительной мотивации всех участников проекта;

- решении задач, стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом;

-  развитии коммуникативных навыков;

-  возможности увидеть конечный продукт деятельности.

 

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Хочу поделиться этапами подготовки к организации проектно- исследовательской деятельности и дальнейшей её реализации.

I этап-1 класс. Задачи обогащения исследовательского опыта ᴨȇрвоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование ᴨȇрвоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности

 - коллективный учебный диалог,

рассматривание предметов,

создание проблемных ситуаций,

чтение-рассматривание,

коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности

- игры-занятия,

-совместное с ребенком определение его собственных интересов,

-индивидуальное составление схем,

-выполнение моделей из различных материалов,

 -экскурсии,

-выставки детских работ.

II этап-2 класс. Данный  этап ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

в урочной деятельности

- учебная дискуссия,

наблюдения по плану,

рассказы детей и учителя,

мини-исследования,

во внеурочной деятельности

- экскурсии,

 индивидуальное составление моделей и схем,

мини-доклады,

ролевые игры,

эксᴨȇрименты.

III этап-3 и 4 классы. Этот этап ориентирован на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах; осознание логики исследования; развитие исследовательских умений.

В урочной деятельности:

-мини-исследования,

-уроки-исследования,

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ,

-наблюдение,

- анкетирование,

-эксᴨȇримент.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Например, при изучении темы «Домашние животные» дети выбрали тему «Почему собака – друг человека?». При изучении тем, связанных с экологией, ребят заинтересовало экологическое состояние микрорайона школы.

            Но и на других предметах это возможно. На уроках литературного чтения  наиболее интересными были научно- исследовательские работы «Сказка ложь, да в ней намек»,  «Поэты – наши земляки»,  «Тайны природы в авторских сказках».

На уроках технологии кроме творческих проектов, таких как «Подарок маме своими руками», «Чудеса из соленого теста» и т.д.,  интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ: «Удивительный мир бумаги», «Волшебство изонити»

Технологическая карта деятельности ученика и учителя в соответствии с ФГОС

Для выполнения научно-исследовательских работ в соответствии  с ФГОС можно использовать технологическую карту, в которой прописана поэтапная деятельность как учителя, так и ученика. Рассмотрим пример такой карты и важнейшие этапы в работы.

1. Выбор темы и постановка задач. Целью этого этапа служит создание проблемной ситуации и фиксация задачи. Деятельность учителя направлена на организацию погружения в тему, проблему выбранной темы, создание ситуации разрыва. (Ученик понимает и принимает предложенную тему, затем знакомится с проблемой. Для ученика это не является новым. В то же время он понимает, что знаний, имеющихся в его запасе, явно недостаточно для изучения темы. Поэтому появляется потребность в поиске нового материала, его отборе, в расширении имеющихся знаний).  Деятельность ученика  состоит в попытке решить проблему известным способом, прислушиваясь и следуя советам учителя. При этом они фиксируют проблему и понимают поставленную задачу.

2. Совместное исследование проблемы и работа по составлению плана. Цель этого этапа - поиск решений поставленной задачи, составление плана научно-исследовательской работы.     Деятельность учителя состоит в  организации анализа поставленной задачи. Он фиксирует выдвинутые учеником гипотезы, обсуждает их и направляет ученика к составлению плана работы над выбранной темой.  Ученик же анализирует,  доказывает, аргументирует свою точку зрения, обсуждает способы работы. Затем самостоятельно составляет  первый набросок по работе над темой, а с помощью учителя корректирует план работы.

3. Моделирование. Цель: фиксация основных направлений изучаемого объекта.  Деятельность учителя на данном этапе сводится к организации учебного взаимодействия с учеником, выполняющим работу и последующее обсуждение основных направлений его работы, а также в коррекции плана. Работа ученика состоит в принятии и сохранении поставленной цели и задачи. Он выделяет главное, работает по созданному плану, находит новые и интересные факты и на их основе корректирует план.

4.Конструирование нового способа действия. Цель этого этапа состоит в конструировании нового способа действия. На этом этапе я организую учебное исследование, вместе с учащимся обсуждаю содержание материала и проводимого исследования

5. Этап решения частных задач. На этом этапе осуществляю первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Ученик старается выражать свою точку зрения при работе над темой.

6.Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа. Моя деятельность будет заключаться в коррекции, обсуждении и исправлении ошибок, а также в поиске перспектив в изучаемой теме. Деятельность ученика заключается в следующем - он отрабатывает вопросы темы, в которых допущены ошибки, анализирует их. Совместно выполняем пошаговый контроль за выполнением исследования.

Данная технологическая карта, построенная в соответствии с требованиями ФГОС, очень помогает при организации научно- исследовательской деятельности ученика, вызывая у  него нарастающий интерес  к выбранной теме. Важные действия учителя: заинтересовать, направить, заставить мыслить, помочь, научить выражать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы и кратко излагать суть выполненной работы.

            Использование ИКТ в научно-исследовательской деятельности

ИКТ могут  быть использованы на каждом этапе исследовательской деятельности.

При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, он получает навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска. Учащимся начальных классов иногда бывает трудно отсортировать информацию, так как в сети Интернет можно найти как правильную, так и ложную информацию. Здесь наиболее важна помощь учителя и родителей.

Основными прикладными программными продуктами при подготовке научной работы являются системы подготовки текстов, таблиц, системы создания презентаций, графические редакторы.

Учащиеся, начиная  с 3-го класса уже более свободно оформляют работы с помощью текстового редактора. Учащиеся  также имеют представление, как  составить аннотацию работы, выделить ее основные тезисы.

Учащиеся представляют информацию в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Также вырабатываются навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений), а также составления и внесения в текст формул и схем.

Защита работы осуществляется  при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет  роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

При подготовке научно-исследовательских работ к научно - практической конференции в начальной школе используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Конечно, второклассники могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций.  Большая  часть работы ложится на плечи педагога и родителей. 

Учащиеся 3-4-х классов самостоятельно владеют всеми хитростями создания презентаций.   При этом я оказываю помощь, обращаю  внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.

Работа с источниками информации (научно-популярной литературой).

В современном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно строить любую деятельность. Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность учащегося  в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой.

Стараюсь научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания, так как считаю это одной из важнейших задач в проектной и исследовательской деятельности.

Научно-популярные тексты существенно отличаются от тех, что привыкли слушать и читать дети. При знакомстве с книгой необходимо объяснить, что в тексте могут встретиться непонятные слова и их значение нужно узнать, показать, что многие книги устроены особенно (алфавитный порядок, указатели и т.д.). Работу с книгами можно проводить и  во время уроков, и во внеурочной деятельности, и в семье. На занятиях «Я - исследователь» проводится работа с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы: постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», «Мои любимые энциклопедии, справочники».                 

Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками.

С 2015-2016 учебного года в МБОУ «Уваровщинская сош» в рамках внеурочной деятельности был введён курс «Я - исследователь», основанный на методике и программе исследовательского обучения А.И. Савенкова.

Цели курса:

1.Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.

2.Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Каждый учебный год по данному курсу мною разрабатывается рабочая программа (Приложение № ), подбираются к занятиям разнообразные тренинги, упражнения, обогащается словарный запас учащихся.

Отбор школьников для исследовательской работы

Считаю, что немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать над исследовательскими работами. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.

Направления деятельности.

Во время проведения занятий «Я - исследователь» применяю разные формы работы:

1.Индивидуальная работа:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи второклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

2.Групповая форма (включает в себя работу над совместными проектами). Например, участвуя в сетевых проектах, группа детей на протяжении длительного времени активно взаимодействует, распределяя роли в команде по интересам. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций (болезнь участника команды, трудности с выполнением роли и т.д.), остальные участники перераспределяют обязанности, помогают друг другу. Считаю, что этот навык СО-трудничества является помогает в формирование многих ключевых компетенций учащихся начальной школы.

3.Массовые формы: предметные недели, школьные олимпиады, дистанционные конкурсы и викторины. В рамках Недели начальных классов для родителей и общественности учащиеся выступили со своими работами.(4 уч-ся)

Выбор темы исследовательской работы.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

 2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Мне нравятся литература, история, русский язык, и поэтому наверное неслучайно и дети выбирают темы исследований в этих сферах.

4.Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Например, тема «Хорошая ли мать кукушка?».

 5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у младшего школьника ограниченна. Не всегда работу можно выполнить быстро, обычно на 1 работу уходит от 2 до 6 месяцев. Есть учащиеся, которые к работе приступают ещё во время летних каникул.

6.Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Так, учащаяся 3-го класса Ильина Виктория взяла тему «Игра и обучение сквозь призму химии». Несмотря на сложное название, суть проекта довольно понятна для младшего школьника: как в домашних условиях можно создать материалы для детского творчества, например, кинетический песок или полимерную глину. Я считаю, в данной работе очень важно желание и увлечённость детей, поэтому результаты работы удивили не только одноклассников, но и взрослых.

7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Часто возникает желание взять работу из области физики, химии, но  материально-техническая база нашего корпуса школы (1-6 классы) не позволяет полноценно провести исследование. Поэтому подобные проекты без поддержки родителей остаются нереализованными.

8.В решении любой ищем свою “изюминку”. Зачастую нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволяют выполнять работы, занимающие победные и призовые места на муниципальных научно-практических конференциях.

Методика выполнения работ.

При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше.

Основным принципом являются строки:

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Еще важным, на мой взгляд, является написание исследовательской работы. Что же должно присутствовать при проведении исследования с младшими школьниками :

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8.Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

5.Психологическая целесообразность опыта

В стандартах нового поколения говорится: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать  с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Как же я обеспечиваю психологический комфорт в образовательной деятельности моих учащихся?  Главной целью для меня является воспитание успешного ученика. Мне близки слова великих педагогов Шалвы Амонашвили: «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик».

            В процессе работы формируются у учащихся такие качества личности,которые помогут в будущем состояться  во взрослой жизни.

Интерес к самому себе. Нужно пробудить у ребёнка интерес к себе самому.Он должен научиться задавать себе вопросы(Кто я? Какой я? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?)

Самопризнание себя как личности. Необходимо помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Это приводит ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализоваться.

Уважение чужого мнения. Необходимо формировать культуру общения, развивать у учащегося коммуникативные навыки.

Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать активно во всех делах.

На  этапе индивидуальной работы с будущим исследователем нужны диагностические исследования личности ребёнка, определение направлений деятельности.

Огромное значение имеет даже информация о темпераменте учащегося. Например, с холериком должны быть ровный тон, положительная оценка его деятельности.  С сангвиником необходимо руководствоваться следующими правилами: чёткость постановки целей, одобрение и поддержка взрослого, учёт интересов ученика в его деле. Флегматику нужен особый контроль на каждом этапе работы, поддержка начинаний и проявления инициативы.

Ребёнку меланхолику лучше работать с кем-нибудь в паре или в группе.

6.Социальная направленность опыта.

            Социальной направленностью опыта является прежде всего защита и помощь ребёнку, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями (Дом творчества, Школа искусств, Дом культуры, городская детская библиотека, краеведческий музей, Воскресная школа, городская или сельская администрация).

Осуществление педагогической деятельности невозможно без взаимодействия с общественностью. Реализация моего педагогического опыта стала возможной, потому, что в ней  были заинтересованы:

- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;

- родители, так как успешная реализация проекта и защита научно-исследовательской работы положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как призовые места благоприятно отразится на статистических данных школы;

7.  Воспроизводимость педагогического опыта.

Своим опытом работы по теме «Организация проектно- исследовательской  работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО» в 2015 учебном году поделилась на районном методическом объединении учителей начальных классов.. В декабре 2016 в рамках научно-методического семинара «Современные подходы к исследовательской деятельности обучающихся в условиях ФГОС», Московская  область, п. Непецино (очно) выступила с докладом «Основы исследовательской культуры: современные практические аспекты».

             

8.Ресурсное обеспечение.

Оснащение учебного процесса на начальной образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые  спецификой обучения и воспитания младших школьников.

На занятиях используются  материалы тетради на печатной основе «Я-исследователь», автор А.И.Савенков.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  ИД) и средств фиксации (фото- и видеокамера, документ-камера). Активно используются в работе материалы блога класса.

Применение разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет оптимально организовать исследовательскую работу на уроках.

В ходе работы над проектами младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами работы с измерительными приборами и инструментами, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, сантиметровыми линейками, циркулем, термометром.

         III. Заключение.

1.Эффективность педагогического опыта

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации, и т.д., являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры учащихся.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. И быть может нынешние маленькие исследователи – это будущие участники краевых конференций, будущие ученые.

Ещё один «плюс» проектно-исследовательской работы в начальной школе является то, что на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

Технологию проектно-исследовательской деятельности можно считать и здоровьесберегающей, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Проектно-исследовательская работа с учащимися является трудным, кропотливым, забирает много времени  у педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость для меня. С ростом ученика растет и учитель.

Метапредметными результатами реализации педагогического опыта  явилось формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-Планировать последовательность действий на уроке;

-Учиться высказывать своё предположение, версию;

-Учиться работать по составленному плану.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-Делать предварительный отбор источников информации: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса, сравнивать и группировать объекты;

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

2.Результативность проектно-исследовательской деятельности учащихся

Учебный

год

Тип

мероприятия

Кол- во

обуч-ся

Классы

Результат

2012 - 2013

Ӏ муниципальная научно-практическая конференция младших школьников «Начало», проект «Улицы нашего города»

      8

3 «А»

2 место

2012-2013

Всероссийский конкурс творческих проектов «Мой город: окно в будущее», проект «Улицы нашего города»

     8

3 «А»  

 

3 место

2012-203

Ӏ муниципальная научно-практическая конференция младших школьников «Начало», исследовательский проект «Чипсы: вред или польза?»

      6

3 «А»

Сертификаты участников

2013 – 2014

II муниципальная научно – практическая конференция «Начало», исследовательский проект «Цветы для мамы»

      3

4 «А»

   2  место

2013-2014

II муниципальная научно – практическая конференция «Начало», исследовательский проект «Берегите зрение»

      3

4 «А»

  Сертификаты   участников

2013-2014

Сетевой учебный проект «Вперед, за временем!» на сайте «Началка»

      4

4 «А»

Сертификаты

2013-2014

Сетевой учебный проект «Чудеса, да и только!» на сайте «Началка»

8

4 «А»

Сертификаты

2014 - 2015

Всероссийский сетевой проект «Путешествие в Игромир» на сайте Nachalka.com

6

1 «А»

 Дипломы, сертификаты

2014-2015

Всероссийский сетевой проект «Жили-были буквы» на сайте  GlobalLab

5

1 «А»

Грамоты

2015-2016

IV муниципальная научно – практическая конференция «Начало», исследовательский проект «Тамбовская кукла»

1

2 «А»

1 место в номинации «Истоки»

2015-2016

IV муниципальная научно – практическая конференция «Начало», исследовательский проект «Как появились часы»

1

2 «А»

1 место в номинации «Хочу все знать»

2015-2016

Всероссийский сетевой проект « Геометрическое путешествие» на сайте Nachalka.com

6

2 «А»

Сертификаты

2015-2016

Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

2

«2»

Диплом победителя – 2 чел.

2015-2015

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

1

2 «А»

Сертификат участника

2016-2017

Всероссийский сетевой проект «Удивительное рядом. Похимичим?» на сайте Nachalka.com

6

3 «А»

Сертификаты

2016-2017

Межрегиональный сетевой веб-квест «Дороги, которые мы выбираем»

3

3 «А»

2 место

2016-2017

Межрегиональный онлайн-проект «Читаем С.А. Есенина вместе»

3

3 «А»

Дипломы победителей в номинации «Декламация»    ( 9-10 лет) – 2 чел., диплом 2 степени – 1 чел.

2016-2017

ХVΙΙΙ Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских т творческих работ «Первые шаги в науке» (очный тур, Моск. обл.), исследовательский проект «Как появились часы»

1

3 «А»

Диплом 1 степени

2016-2017

Всероссийский сетевой проект «Начало начал» на сайте Nachalka.com

8

3 «А»

Сертификаты

 

 

3.Стабильность педагогической эффективности опыта

Целенаправленная работа по научно-исследовательской и проектной деятельности дали возможность осуществить урочные и внеурочные проекты по экологии, русскому языку и литературному чтению, информатике, окружающему миру (растения), окружающему миру (человек и здоровье), технологии, краеведению.

 

Статистические данные о количестве  осуществленных урочных и внеурочных проектов

за последние три года   

IV. Библиографический список

Литература

1.БахирВ.К. Эксперимент в начальных  классах/ В.К.Бахир, А.П.Макаровская, В.М.Степанов// Начальная школа.-1997-№5.

2.Безрукова В.С.Настольная книга педагога - исследователя .-Екатеринбург: Дом учителя,2000.

3.Винокурова Н.Лучшие советы на развитие творческих способностей-М.:АСТ-ПРЕСС,1999

4.Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников-М.:Ось-89, 2006.

5.Савенков А.И. Психологиические основы исследовательского подхода к обучению-М. Ось-89,2006.

6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000.

Интернет - ресурсы:

1. https://moluch.ru/archive/63/10001/

2.  https://moluch.ru/archive/63/10074/

3. http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-4780

 

4. http://www.nachalka.com/network_projects